Блог

Вся правда о вокальных конкурсах


«А судьи кто?» - на эту тему можно много говорить...
⠀⠀
Почему в жюри не сидят вокальные педагоги, которые имеют эффективную многолетнюю педагогическую работу? Которые знают возможности детей... Зачем нам певцы и лауреаты международных конкурсов в жюри? Зачем композиторы?
⠀⠀
Что они все понимают в вокале, кроме собственного мастерства? Если ты умеешь петь- это совсем не значит, что можешь научить другого. Твой личный опыт и путь, по которому ты прошёл, вряд ли поможет другому, ведь его особенности и проблемы не такие, как были у тебя...
⠀⠀
Здесь нужен метод, знания о голосовой физиологии, ограничения, через которые нельзя переступать, возрастные отличия... и ещё много и много нюансов! Просто нужно быть хорошим, опытным и неравнодушным педагогом.
⠀⠀
И сколько не читай заявленные критерии оценки конкурсантов в положениях о конкурсе, все в конечном счете сводится к «вкусовщине», к субъективным оценкам, кумовщине и «wow-эффекту», где артистизм и сценический образ решают все.
⠀⠀
Я не против конкурсов. Но отношусь к ним лишь только как к средству обучения, умению петь на публике и не бояться ее. В мое детство не было столько конкурсов, и ничего, смогла привыкнуть к сцене и научилась владеть собой.
⠀⠀
Моя педагогическая позиция такова: если вы можете обходиться без конкурсов - не ходите на них. При желании, можно найти сценические площадки и выступать там.
⠀⠀
Если вы и ваш ребёнок в состоянии спокойно переносить неадекватность жюри и проходить мимо, посещайте конкурсы. 
Конкурсы это всегда эффект рулетки. Повезёт - получишь реальную справедливую награду. Но может и не повезти, что чаще и бывает.
⠀⠀

Главный совет родителям: не меняйте мнение о своём ребёнке, если вам кто-то ставит низкий балл, и говорит свои субъективные мысли, а вчера другой уважаемый человек говорил вам противоположное, то пожалуйста, перестаньте метаться! Лучше вас и вашего педагога ребёнка не знает никто!
⠀⠀Конкурс это всегда мгновение. Там отсутствует любовь к вашему ребёнку, забота о нем, внимательность к нему... это конвейер, и главное - это бизнес. Где за ваши деньги создаются эти конкурсные дни, раздаются медальки и зарабатываются хорошие деньги.
⠀⠀Ваш лучший друг - это ваш педагог. А если это не так - найдите его!

Советы вокалистам


СОВЕТЫ ВОКАЛИСТАМ: НЕ СТОИТЬ ПЕТЬ С РУКОЙ У УХА
⠀⠀
Почему не стоит этого делать? Давайте разбираться!
⠀⠀
Бесчисленное количество раз я наблюдала эту картину у певцов хора, у тех, кто поет в ансамблях, у солистов. Причина у всех одна – подставлять руку к уху, или затыкать одно ухо с целью лучше себя услышать, или чтобы лучше держать свою партию, когда сосед поет совсем другие ноты… Многие дирижеры и учителя рекомендуют это свои подопечным.
⠀⠀
Вот что пишет об этом В.В. Емельянов (#емельянов_фмрг)
⠀⠀
«…к сожалению, очень распространена «техника» пения с рукой, приложенной к уху. К сожалению – потому, что это верный и быстрый способ самообмана в пении, а, выражаясь вокальным языком – способ «сесть на горло».
⠀⠀
Создавая искусственную резонирующую полость между ладонью и ушной раковиной, певец усиливает как раз те частоты, которые по принципу обратной связи ведут к повышению плотности смыкания голосовых связок и увеличению времени их контакта. Это в субъективном восприятии поющего дает звонкий чистый «металлический» тон и создает субъективное ощущение удобства и легкости фонации.
⠀⠀
Это явление воспитывает у певца технологию пения, дающую тон, который итальянские певцы называют «фальшивый металл». Такой голос вблизи кажется мощным и красивым, очень ярким, в небольшой аудитории производит впечатление большого масштаба, а в зале эти тембральные качества исчезают и превращаются в отрицательные компоненты, так называемые негармонические колебания, а попросту – шумы: треск, скрежет, «горловой» тембр. Соответственно уменьшается и масштаб: голос, как говорят, «не летит», «не прорезает оркестр».
⠀⠀
Регулярная практика в данном направлении приведет вас к тому, что вы укорените свои ошибки,  а исправлять привычки очень нелегко, и на это потребуется много времени! Думаю, каждый вокалист хотел бы иметь сильный, здоровый и мощный голос! Теперь вы знаете, что делать не следует и почему.
⠀⠀
Берегите свой голос и будьте здоровы!

Фонопедический метод развития голоса


Емельянов Виктор Вадимович - доцент, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата, педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, автор обучающей программы "Фонопедический метод развития голосового аппарата».
⠀⠀
Метод Емельянова — это комплекс теоретических знаний и практических упражнений, сочетающих в себе как методику преподавания техники вокала, так и дефектологические приёмы охраны и восстановления голосового аппарата, а также научное направление в исследовании голоса и вокальной культуры на стыке нескольких областей: физиологии, теории вокала, истории музыки, биоакустики и других.
⠀⠀
Вот, что сам Виктор Вадимович говорит о своей программе:
⠀⠀
«Одна из причин появления моей программы — не смог стать таким певцом, каким хотел. Не смог петь так, как мечталось с детства. Большие певческие партии в опереттах — дипломных спектаклях училища, 14 сезонов работы в Новосибирском театре музыкальной комедии, четыре главных оперных партии в оперной студии Новосибирской консерватории, роль и партия Мистера Икс в дипломном спектакле «Принцесса цирка» (И. Кальман).
⠀⠀
Весь этот багаж — повод для размышлений: чего же всё-таки не хватает в собственной вокальной подготовке, а, значит, и в подготовке большинства вокалистов?! Каковы объективные причины, например, недостаточность природных данных, не выявляемая у абитуриента из-за отсутствия объективных тестов?
⠀⠀
В чём несовершенство программ и методов преподавания? Почему «не работает» в педагогике существующая научная информация о голосе, как биоакустическом явлении?
⠀⠀
Поиск ответов на все эти вопросы — вся жизнь.»
⠀⠀
Я вижу большой технический прогресс у своих учеников, поэтому в основе моей методики преподавания именно ФМРГ. К тому же, уже 18 лет я сама тренируюсь на этих упражнениях. Это отличный способ сохранять в здоровом состоянии свой голосовой аппарат и сделать его сильным.


Рубрика "Разоблачение"


Я устала от бесконечных вокальных заблуждений, которые ходят в народе! Я решила сделать рубрику, где буду разоблачать Советы и мнения вокальных педагогов, если они далеки от истины.
⠀⠀
Вы должны знать правду, и не формировать свои поступки на чьих-то ошибках. Я даже от звёзд эстрады, порой, такие советы слышу с экрана, что становится не по себе. А люди у нас доверчивые, раз сказал такой известный человек, то как «простому смертному» педагогу с доказанной истиной внушать подопечным свои знания?
⠀⠀
Здесь, в Инстаграм, много разных страниц вокальных школ и вокальных педагогов. Кто-то вызывает уважение, как коллега, другие повергают в шок. Вот с разбора таких шоковых постов я и решила начать свою новую рубрику.
⠀⠀
Перед вами (в карусели) Советы по теме еды. Розовым цветом я подчеркнула особо нелепые фразы о связи еды и голоса.
⠀⠀

Объясню тему еды кратко и просто. Многие с детства слышат, что у нас есть два горла. «Не болтай во время еды, не в то горло еда попадёт»- говорят мамы. «То горло» - это пищевод, куда мы все и глотаем, а «не то горло» - это гортань с трахеей. Когда пища попадает не в то горло, у нас возникает резкое и невозможное першение. Так как яйца и прочая еда может помогать голосу, если голос находится в другом горле, а пища физиологически не может туда попасть? Как желудок связан с гортанью и голосовыми складками???
⠀⠀
Ну абсурд же! Все люди, изучающие хотя бы биологию, это понимают! Говоря о еде, мы можем только сказать, что есть продукты, которые не раздражают слизистую глотки и просто являются полезными для организма в целом. Но нет таких продуктов, которые именно на голос бы влияли.
⠀⠀
Все индивидуально. Кто-то холодной воды даже боится, а другой певец закаляет себя, чтобы меньше болеть и пьёт спокойно воду со льдом!
⠀⠀
Если вы поёте, изучайте себя, после чего вам комфортно петь, после чего не очень. Питайтесь сбалансированно и ешьте поменьше вредной (вкусной) пищи, все давно знают, что полезно организму, а что нет!

Петь с вибрато вредно?



На просторах интернета бытует такой миф, что петь с вибрато вредно.
⠀⠀
Не знаю, на чем основаны такие самоуверенные утверждения, я же всегда склонна доверять исследованиям и опыту великих.
⠀⠀
Исследования (Х.Д. Краулис) дают основание считать вибрато важнейшим регулировочным и защитным механизмом: «…в результате периодического увеличения и уменьшения подсвязочного давления с частотой вибрато, голосовые складки периодически утолщаются и утончаются, смыкаясь, то более, то менее плотно, как бы осуществляя небольшую регистровую перестройку за период вибрато».
⠀⠀
С точки зрения восприятия громкости голоса при пении с вибрато периодические изменения силы звука не допускают адаптации слуха и создают эффект большей громкости. Наши наблюдения подтверждаются и высказываниями певцов об их самочувствии в результате использования различных типов голосообразования.
⠀⠀
При пении форте одинаковым по тембру и громкости голосом с вибрато и без него они отметили, что при последнем типе голосообразования возникают неприятные ощущения в гортани, в отдельных случаях даже ощущения боли … Следовательно продолжительное пение без вибрато при громкой динамике не допустимо» (80, с.136).
⠀⠀
Певцы разделяют точку зрения исследователей и рассматривают вибрато ещё и как средство самоконтроля и управления голосом.
Критерии к качеству вибрато отличаются в зависимости от стиля, в котором вы поете.
⠀⠀
В академической манере пения эталонной частой вибрато считается зона 5-8 колебаний в секунду.
⠀⠀
В эстрадных стилях, нет таких жестких критериев ни по частоте колебаний, ни по продолжительности звука с вибрато. А само вибрато рассматривается как элемент украшения, и техники его исполнения различаются.
⠀⠀
Пойте с вибрато, и помните, что это не только полезно, но и красиво!

портрет идеального ученика - часть1


ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА-ВОКАЛИСТА


Хотите, чтобы ваши занятия вокалом были успешнее и результативнее? Чтобы прогресс шел быстрее, а голос лучше «слушался»?


А знаете ли вы, что это во многом зависит именно от вас? Да-да, именно от того, насколько серьезно и посвящено вы работаете на своих уроках с педагогом, зависит и ваш результат, и прогресс.

Речь не пойдет о секретных методах обучения, которые так яро гуляют на просторах интернета, и которые, соглашусь, многие хотели бы найти, будь они на самом деле! Но их нет, и не будет! Все это обман и шарлатанство ( но об этом в другой раз). Человек – биологическое существо, мы функционируем по определенным законам, и освоение любой координации требует времени, в том числе и развитие голоса!


Мне очень хочется донести до всех начинающих и продолжающих вокалистов, родителей, чьи  дети учатся пению, до взрослых учеников, которые занимаются вокалом как хобби, что есть ряд моментов, без которых невозможен ни рост, ни прогресс. Поэтому я запускаю рубрику, и ряд статей будет посвящен именно теме того, какой же должен быть, в идеале, ученик, занимающийся вокалом. Вы узнаете, какими качествами должен обладать вокалист, чтобы дорасти до настоящего профессионала.


Также хочу подчеркнуть, что эти советы могут быть полезны людям далеким от музыки и пения. Например, освоение вокала можно сравнить с освоением иностранного языка, примерно одинаково мозг работает, а области совсем далекие друг от друга…

Прежде, чем я перейду к практическим советам и рекомендациям, мне бы хотелось услышать, в комментариях, насколько эта тема для вас интересна? Хотите продолжения?


С уважением, Юлия Петерс

 

 


Эмоциональность певца


ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПЕВЦА


Эмоции – это главное отличие человека-музыканта от робота-музыканта. Бесспорный факт: каждый исполнитель должен пропускать песню через свое сердце. Вокалисту важно учиться выражать эмоции не только своим голосом, но и лицом, мимикой, движениями.


Мне приходится часто наблюдать такую картину: человек поет с равнодушным лицом, с пустыми глазами, полным отсутствием эмоции на лице. Так и хочется подойти, потрясти человека и разбудить его. Ребята, но ведь в бытовой жизни мы настоящие. Посмотрите, как эмоционально о чем-то рассказываем своим собеседникам, как умеем сострадать чьей-то боли, как весело проводим время с близкими людьми. Но все меняется, когда тебе нужно спеть. Сразу, из ниоткуда, берется ответственность всего мира и ложится прямо на твои плечи)))


А есть и другая сторона эмоциональности, когда певец ну так старается быть настоящим, эмоциональным и живым, что все это превращается в переигрывание, и у слушателей появляется дискомфорт. Зрители не могут ни могут вникать в песню и любоваться голосом, а только борются с внутренним дискомфортом и чувством того, что этот певец через чур переигрывает.

«Как же быть?» - спросите вы… Любая работа над собой требует от нас много времени, и никакая проблема не уйдет быстро и легко. Вам придется много работать над собой!


Вот, что бы я вам посоветовала:


  1. Будьте по уши влюблены в пение. И тогда вы сможете дотошно работать над своими ошибками изо дня в день и до результата!
  2. Много слушайте вокалистов с крутым вокалом, учитесь у них эмоциональности, считывайте все нюансы и краски голоса, которыми они играют.
  3. Много репетируйте свои песни, записывайте себя на диктофон. При прослушивании со стороны находите свои ошибки и моменты, где вы поете скучно и неэмоционально.
  4. Обязательно выступайте перед камерой, а потом анализируйте свою мимику, движения. Вам обязательно что-то не понравится. И это здорово! Значит, вы точно знаете, что еще можно усовершенствовать в себе!
  5. Пойте эмоционально с первых минут работы над песней. Вы убедитесь, как эмоция преображает звук!


Наберитесь терпения и помните, ваши труды обязательно принесут плод!

Дорогие мои ученики и друзья- вокалисты, поделитесь, выполняли ли вы какой-то из этих пунктов в своей практике? Понравился пост? Интересная тема?


С уважением, Юлия Петерс

 

 

 

Эмоциональность


ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ


Как мне нравятся эти цитаты о музыкальном искусстве! Сколько в них глубины и правдивости! Почитайте…

«Музыка призвана рождать пламя в душе» – Л. Бетховен


«Совершенная музыка дарит невероятные по силе ощущения. Именно благодаря ей можно прочувствовать разлуку, расставание, любовь, предательство. Можно быть с любимым человеком, даже когда он далеко – благодаря музыке.» – Стендаль


«Музыка – это лекарство, которое помогает преодолеть депрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи. А потом – дарит желание жить дальше.» – В. Ключевский


«Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба.» – Бигер Г.

Все эти цитаты говорят о тесной связи музыки и человеческой души, о чувствах и эмоциях, которые испытывают и исполнители и слушатели.


Музыка – это выражение чувств композитора. Нет ни одного произведения, в основе которого не было бы чувств и эмоций создателя. Слова усиливают музыку, именно поэтому песня – это мощнейший инструмент эмоционального воздействия на слушателя.


Согласитесь, наше музыкальное предпочтение и любимые песни, порой, могут меняться. То мы взгрустнем, и нам хочется задушевных, глубоких песен. Когда все прекрасно, настроение отличное – хочется слушать светлые, позитивные, полные радости произведения. И еще много-много разных вариантов на все случаи жизни мы имеем.

Когда мы подходим к песням не как слушатели, а как исполнители, как вокалисты, тут эмоциональная передача становится еще более важной и сложной задачей. Помимо правильной вокальной техники, у вокалиста есть еще более трудная задача – спеть эмоционально. Спеть так, чтобы не было сомнений в том, о чем он поет, понимает ли он свою песню. Звучит ли она искренне, или ему трудно поверить?


Бывает так, что человек -  настоящий профессионал, все у него правильно, красивый и сильный голос, пользуется он им свободно и виртуозно, но слушаешь его один раз, и больше не хочется. Как-то пресно звучит, не цепляет… У вас возникал такой момент недоумения?


В следующем посте я продолжу эту тему. Мы поговорим об эмоциональном  чувстве меры, и я дам несколько советов на тему эмоций в пении.


А сегодня мне было бы важно услышать ваше мнение.

Если вы относитесь к категории слушатель, скажите, важна ли вам эмоциональность певца?
Если вы относитесь к вокалистам, поделитесь, пожалуйста, всегда ли вам удается петь эмоционально? Насколько вам это легко дается?

Заранее благодарю  за вашу обратную связь и интерес к этой теме!


Суважением, Юлия Петерс

Доверяй себе. Советы вокалистам


Пост посвящается моим ученикам, вокалистам и всем тем, кто только собирается приобщиться к вокальному искусству!


Мое виденье вокального педагога таково: это не просто человек умеющий неплохо петь и имеющий соответствующее педагогическое образование, но и неравнодушный, глубоко посвященный человек с открытым сердцем. Педагогу важно не просто уметь петь, но и хорошо знать физиологию голосового аппарата, знакомиться с последними научными исследованиями в вокальной области, четко знать, что вредно для голоса и какие вещи делать категорически нельзя. Очень желаю каждому найти и учиться именно у такого специалиста!


Но даже в этих, казалось бы, идеальных условиях, вам нужно доверять не только вашему педагогу, но и доверять себе. Необходимо прислушиваться к себе, к своим ощущениям, каждый раз убеждаться в том, что вы не испытываете физиологического дискомфорта. Проверять, что все, извлекаемые вами звуки, вам удобны, исполняются свободно и легко, в горле не першит, кашлять не хочется.


Педагог контролирует вас в первую очередь собственными ушами, и часто бывает так, что звук на слух практически эталонный, а ученик в это время испытывает дискомфорт в горле. Нужно немедленно остановиться и сообщить это своему преподавателю. И вы вместе начнете искать такой звук, который будет звучать свободно и легко. Никогда не нужно стесняться и думать о том, что со временем это пройдет. Помните - если вы испытываете дискомфорт в горле во время пения, значит что-то делаете неправильно!


Хочется отдельно сказать о психологическом дискомфорте. Это, когда вы стесняетесь, когда вас просят издать звуки, которые вы никогда не пели, когда они вам кажутся "чужими" или слишком высокими. Вот тут точно доверять себе не нужно! :-) Любой человек может петь долго, громко, высоко и при этом не уставать! Но для этого существует ряд условий. Эти условия и называются "вокальная техника". Главная задача уроков вокала и заключается в том, чтобы развивать вашу вокальную технику.


Вот мои практические советы, как работать на уроке.

План действий такой: 

1. Вы доверяете своему педагогу. Если он дает вам это задание, значит уверен в том, что вы справитесь!

2. Слушаете внимательно задание, стараетесь выполнить его в точности, как показывает вам учитель, соблюдая все технические моменты.

3. Поете и наслаждаетесь процессом, сканируя собственные ощущения. Если все в порядке - идете дальше. Почувствовали дискомфорт - сообщите это своему наставнику и начните заново!


Возьмите себе это за правило, и у вас появится уверенность на ваших уроках вокала!


Желаю вам совершенствовать свой вокал и никогда не сдаваться!


Была ли вам полезна эта статья? Узнали вы сегодня что-то новое? А, может, напротив, убедились в том, что вы на правильном пути? Буду рада получить вашу обратную связь в комментариях!


С уважением, Юлия Петерс.


Боязнь сцены. Знакомо ли вам это?



Тема весьма актуальная. Скажу даже больше: из всех моих учеников нет ни одного, кто бы не испытывал чувства страха/волнения перед выходом на сцену.


Мне это чувство также знакомо. Чувство волнения не покидает меня до сих пор, и думаю, что не покинет никогда. Удивительно, как переплетается огромная любовь к сцене и это волнующее чувство, от которого хочется сбежать подальше.


Порой, перед выходом на сцену, я думаю: «Ну, зачем тебе это надо? Сидела бы спокойно в зале, слушала других, так нет, стоишь (сидишь) и волнуешься…» Испытывать чувство страха не плохо. Плохо, когда нет никакого волнения. Если человек не переживает, значит ему все равно. Все равно, как он выступит, как споет, понравится ли это слушателям… 


Чувство страха иногда бывает слабо выраженным, а порой становится настоящим испытанием. Этому могут быть разные причины: недосып, новая сцена, особенная публика, конкурсное выступление, личные обстоятельства, межличностные отношения, настроение…


В чем бы ни была причина, в любом случае, это стоит того! Как же дорого это чувство удовлетворения после победы. После победы над самим собой. Это приятное послевкусие после выступления, отзывчивость и эмоции зала, стоят того, чтобы каждый раз со всей ответственностью и волнением вновь подниматься на сцену, и иметь возможность снова выступать перед людьми!


В заключении хочется сказать, что не существует универсального способа борьбы со страхом сцены. Могу поделиться лишь тем, что помогает мне. Я воспринимаю свое волнение, как ответственность, как привелегию выступать перед людьми. Сказать, что я люблю петь - ничего не сказать. И эта любовь настолько сильна, что она является моей мотивацией, моим двигателем. Никакое волнение не позволит мне остановиться и сбернуть назад. Это волнение можно сравнить со свадебным волнением, когда ты ждешь этот день, очень переживаешь, но все эти переживания только в радость.


Желаю вам не терять своей любви к пению, совершенствовать свой вокал и побеждать все страхи!


С уважением, Юлия Петерс