Статьи

Женское здоровье и голос

Очень важная тема, которая касается всех поющих девушек и женщин.  Я настоятельно рекомендую всем вокалистам к просмотру это видео. Возможно, вы найдете ответы на некоторые вопросы, которые вас давно беспокоят.


Тему влияния женского здоровья на голос раскрывает кандидат медицинских наук, гинеколог, руководитель центра гинекологии, репродуктивной и эстетической медицины - Жуманова Екатерина Николаевна.
⠀⠀
Темы, которые раскрываются в этом видео:
⠀⠀1️⃣ Информация мамам девочек, которые занимаются вокалом
⠀⠀2️⃣ ПМС у певицы, как бороться
⠀⠀3️⃣ Контрацептивы и голос
⠀⠀4️⃣ Удовлетворение женщины и голос
⠀⠀5️⃣ Пение во время беременности, рекомендации
⠀⠀6️⃣ Пение после родов
⠀⠀7️⃣ Менопауза и пение
⠀⠀8️⃣ Советы женщинам-вокалисткам


8 причин петь колыбельные песни детям

Чем же так хороши колыбельные песни?
⠀⠀
Лучшие неонатологи Европы и Азии используют пение колыбельных песен в качестве укрепляющей, поддерживающей и успокаивающей терапии для недоношенных младенцев.
⠀⠀
1️⃣ Колыбельные одинаково хорошо помогают как мальчикам, так и девочкам.
⠀⠀
2️⃣ Колыбельные песни помогают быстро снизить кровяное давление и уменьшить сердцебиение, вызванные повседневным стрессом, например, резким звуком или неожиданным движением.
⠀⠀
3️⃣ Язык колыбельных для младенцев прост и понятен. Он способствует более быстрому усвоению родного языка и стимулирует речевые навыки.
⠀⠀
4️⃣ Пение колыбельных помогает развитию головного мозга, укрепляя связи между его отдельными участками. Ряд немецких исследований подтверждают: колыбельные и «пестование» в раннем детском возрасте способствуют более обширному и разнообразному взаимодействию между левым и правым полушариями головного мозга.
⠀⠀
5️⃣ За счёт своей мелодики, звучания и внутреннего ритма колыбельные снимают напряжение и помогают малышам заснуть.
⠀⠀
6️⃣ Регулярное пение колыбельных песен для младенцев даёт ощущение безопасности и уверенности.
⠀⠀
7️⃣ Колыбельные являются связующим звеном в общении между родителем и ребёнком, которое сохраняется и в старшем возрасте. Многочисленные американские работы по так называемому «фостерному родительству» рекомендуют приёмным родителям и опекунам петь детям колыбельные, чтобы восстановить, возможно утраченное, чувство привязанности и общее доверие к окружающему миру.
⠀⠀
8️⃣ Колыбельные могут нести образовательную функцию. Поскольку их текст и мелодика зачастую довольно просты, родители могут импровизировать, добавляя в песню те или иные объекты: предметы обихода, части тела, цвета, животных.
⠀⠀
❗️ Чтобы петь колыбельные своему малышу, совсем не обязательно иметь «поставленный» голос, пойте свободно, легко, а главное - с любовью.


И в заключении предлагаю послушать мою колыбельную, которую я посвятила своему сыночку Даниэлю.


Вся правда о вокальных конкурсах


«А судьи кто?» - на эту тему можно много говорить...
⠀⠀
Почему в жюри не сидят вокальные педагоги, которые имеют эффективную многолетнюю педагогическую работу? Которые знают возможности детей... Зачем нам певцы и лауреаты международных конкурсов в жюри? Зачем композиторы?
⠀⠀
Что они все понимают в вокале, кроме собственного мастерства? Если ты умеешь петь- это совсем не значит, что можешь научить другого. Твой личный опыт и путь, по которому ты прошёл, вряд ли поможет другому, ведь его особенности и проблемы не такие, как были у тебя...
⠀⠀
Здесь нужен метод, знания о голосовой физиологии, ограничения, через которые нельзя переступать, возрастные отличия... и ещё много и много нюансов! Просто нужно быть хорошим, опытным и неравнодушным педагогом.
⠀⠀
И сколько не читай заявленные критерии оценки конкурсантов в положениях о конкурсе, все в конечном счете сводится к «вкусовщине», к субъективным оценкам, кумовщине и «wow-эффекту», где артистизм и сценический образ решают все.
⠀⠀
Я не против конкурсов. Но отношусь к ним лишь только как к средству обучения, умению петь на публике и не бояться ее. В мое детство не было столько конкурсов, и ничего, смогла привыкнуть к сцене и научилась владеть собой.
⠀⠀
Моя педагогическая позиция такова: если вы можете обходиться без конкурсов - не ходите на них. При желании, можно найти сценические площадки и выступать там.
⠀⠀
Если вы и ваш ребёнок в состоянии спокойно переносить неадекватность жюри и проходить мимо, посещайте конкурсы. 
Конкурсы это всегда эффект рулетки. Повезёт - получишь реальную справедливую награду. Но может и не повезти, что чаще и бывает.
⠀⠀

Главный совет родителям: не меняйте мнение о своём ребёнке, если вам кто-то ставит низкий балл, и говорит свои субъективные мысли, а вчера другой уважаемый человек говорил вам противоположное, то пожалуйста, перестаньте метаться! Лучше вас и вашего педагога ребёнка не знает никто!
⠀⠀Конкурс это всегда мгновение. Там отсутствует любовь к вашему ребёнку, забота о нем, внимательность к нему... это конвейер, и главное - это бизнес. Где за ваши деньги создаются эти конкурсные дни, раздаются медальки и зарабатываются хорошие деньги.
⠀⠀Ваш лучший друг - это ваш педагог. А если это не так - найдите его!

Советы вокалистам


СОВЕТЫ ВОКАЛИСТАМ: НЕ СТОИТЬ ПЕТЬ С РУКОЙ У УХА
⠀⠀
Почему не стоит этого делать? Давайте разбираться!
⠀⠀
Бесчисленное количество раз я наблюдала эту картину у певцов хора, у тех, кто поет в ансамблях, у солистов. Причина у всех одна – подставлять руку к уху, или затыкать одно ухо с целью лучше себя услышать, или чтобы лучше держать свою партию, когда сосед поет совсем другие ноты… Многие дирижеры и учителя рекомендуют это свои подопечным.
⠀⠀
Вот что пишет об этом В.В. Емельянов (#емельянов_фмрг)
⠀⠀
«…к сожалению, очень распространена «техника» пения с рукой, приложенной к уху. К сожалению – потому, что это верный и быстрый способ самообмана в пении, а, выражаясь вокальным языком – способ «сесть на горло».
⠀⠀
Создавая искусственную резонирующую полость между ладонью и ушной раковиной, певец усиливает как раз те частоты, которые по принципу обратной связи ведут к повышению плотности смыкания голосовых связок и увеличению времени их контакта. Это в субъективном восприятии поющего дает звонкий чистый «металлический» тон и создает субъективное ощущение удобства и легкости фонации.
⠀⠀
Это явление воспитывает у певца технологию пения, дающую тон, который итальянские певцы называют «фальшивый металл». Такой голос вблизи кажется мощным и красивым, очень ярким, в небольшой аудитории производит впечатление большого масштаба, а в зале эти тембральные качества исчезают и превращаются в отрицательные компоненты, так называемые негармонические колебания, а попросту – шумы: треск, скрежет, «горловой» тембр. Соответственно уменьшается и масштаб: голос, как говорят, «не летит», «не прорезает оркестр».
⠀⠀
Регулярная практика в данном направлении приведет вас к тому, что вы укорените свои ошибки,  а исправлять привычки очень нелегко, и на это потребуется много времени! Думаю, каждый вокалист хотел бы иметь сильный, здоровый и мощный голос! Теперь вы знаете, что делать не следует и почему.
⠀⠀
Берегите свой голос и будьте здоровы!

Фонопедический метод развития голоса


Емельянов Виктор Вадимович - доцент, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата, педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, автор обучающей программы "Фонопедический метод развития голосового аппарата».
⠀⠀
Метод Емельянова — это комплекс теоретических знаний и практических упражнений, сочетающих в себе как методику преподавания техники вокала, так и дефектологические приёмы охраны и восстановления голосового аппарата, а также научное направление в исследовании голоса и вокальной культуры на стыке нескольких областей: физиологии, теории вокала, истории музыки, биоакустики и других.
⠀⠀
Вот, что сам Виктор Вадимович говорит о своей программе:
⠀⠀
«Одна из причин появления моей программы — не смог стать таким певцом, каким хотел. Не смог петь так, как мечталось с детства. Большие певческие партии в опереттах — дипломных спектаклях училища, 14 сезонов работы в Новосибирском театре музыкальной комедии, четыре главных оперных партии в оперной студии Новосибирской консерватории, роль и партия Мистера Икс в дипломном спектакле «Принцесса цирка» (И. Кальман).
⠀⠀
Весь этот багаж — повод для размышлений: чего же всё-таки не хватает в собственной вокальной подготовке, а, значит, и в подготовке большинства вокалистов?! Каковы объективные причины, например, недостаточность природных данных, не выявляемая у абитуриента из-за отсутствия объективных тестов?
⠀⠀
В чём несовершенство программ и методов преподавания? Почему «не работает» в педагогике существующая научная информация о голосе, как биоакустическом явлении?
⠀⠀
Поиск ответов на все эти вопросы — вся жизнь.»
⠀⠀
Я вижу большой технический прогресс у своих учеников, поэтому в основе моей методики преподавания именно ФМРГ. К тому же, уже 18 лет я сама тренируюсь на этих упражнениях. Это отличный способ сохранять в здоровом состоянии свой голосовой аппарат и сделать его сильным.


Рубрика "Разоблачение"


Я устала от бесконечных вокальных заблуждений, которые ходят в народе! Я решила сделать рубрику, где буду разоблачать Советы и мнения вокальных педагогов, если они далеки от истины.
⠀⠀
Вы должны знать правду, и не формировать свои поступки на чьих-то ошибках. Я даже от звёзд эстрады, порой, такие советы слышу с экрана, что становится не по себе. А люди у нас доверчивые, раз сказал такой известный человек, то как «простому смертному» педагогу с доказанной истиной внушать подопечным свои знания?
⠀⠀
Здесь, в Инстаграм, много разных страниц вокальных школ и вокальных педагогов. Кто-то вызывает уважение, как коллега, другие повергают в шок. Вот с разбора таких шоковых постов я и решила начать свою новую рубрику.
⠀⠀
Перед вами (в карусели) Советы по теме еды. Розовым цветом я подчеркнула особо нелепые фразы о связи еды и голоса.
⠀⠀

Объясню тему еды кратко и просто. Многие с детства слышат, что у нас есть два горла. «Не болтай во время еды, не в то горло еда попадёт»- говорят мамы. «То горло» - это пищевод, куда мы все и глотаем, а «не то горло» - это гортань с трахеей. Когда пища попадает не в то горло, у нас возникает резкое и невозможное першение. Так как яйца и прочая еда может помогать голосу, если голос находится в другом горле, а пища физиологически не может туда попасть? Как желудок связан с гортанью и голосовыми складками???
⠀⠀
Ну абсурд же! Все люди, изучающие хотя бы биологию, это понимают! Говоря о еде, мы можем только сказать, что есть продукты, которые не раздражают слизистую глотки и просто являются полезными для организма в целом. Но нет таких продуктов, которые именно на голос бы влияли.
⠀⠀
Все индивидуально. Кто-то холодной воды даже боится, а другой певец закаляет себя, чтобы меньше болеть и пьёт спокойно воду со льдом!
⠀⠀
Если вы поёте, изучайте себя, после чего вам комфортно петь, после чего не очень. Питайтесь сбалансированно и ешьте поменьше вредной (вкусной) пищи, все давно знают, что полезно организму, а что нет!

Петь с вибрато вредно?



На просторах интернета бытует такой миф, что петь с вибрато вредно.
⠀⠀
Не знаю, на чем основаны такие самоуверенные утверждения, я же всегда склонна доверять исследованиям и опыту великих.
⠀⠀
Исследования (Х.Д. Краулис) дают основание считать вибрато важнейшим регулировочным и защитным механизмом: «…в результате периодического увеличения и уменьшения подсвязочного давления с частотой вибрато, голосовые складки периодически утолщаются и утончаются, смыкаясь, то более, то менее плотно, как бы осуществляя небольшую регистровую перестройку за период вибрато».
⠀⠀
С точки зрения восприятия громкости голоса при пении с вибрато периодические изменения силы звука не допускают адаптации слуха и создают эффект большей громкости. Наши наблюдения подтверждаются и высказываниями певцов об их самочувствии в результате использования различных типов голосообразования.
⠀⠀
При пении форте одинаковым по тембру и громкости голосом с вибрато и без него они отметили, что при последнем типе голосообразования возникают неприятные ощущения в гортани, в отдельных случаях даже ощущения боли … Следовательно продолжительное пение без вибрато при громкой динамике не допустимо» (80, с.136).
⠀⠀
Певцы разделяют точку зрения исследователей и рассматривают вибрато ещё и как средство самоконтроля и управления голосом.
Критерии к качеству вибрато отличаются в зависимости от стиля, в котором вы поете.
⠀⠀
В академической манере пения эталонной частой вибрато считается зона 5-8 колебаний в секунду.
⠀⠀
В эстрадных стилях, нет таких жестких критериев ни по частоте колебаний, ни по продолжительности звука с вибрато. А само вибрато рассматривается как элемент украшения, и техники его исполнения различаются.
⠀⠀
Пойте с вибрато, и помните, что это не только полезно, но и красиво!

портрет идеального ученика - часть1


ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО УЧЕНИКА-ВОКАЛИСТА


Хотите, чтобы ваши занятия вокалом были успешнее и результативнее? Чтобы прогресс шел быстрее, а голос лучше «слушался»?


А знаете ли вы, что это во многом зависит именно от вас? Да-да, именно от того, насколько серьезно и посвящено вы работаете на своих уроках с педагогом, зависит и ваш результат, и прогресс.

Речь не пойдет о секретных методах обучения, которые так яро гуляют на просторах интернета, и которые, соглашусь, многие хотели бы найти, будь они на самом деле! Но их нет, и не будет! Все это обман и шарлатанство ( но об этом в другой раз). Человек – биологическое существо, мы функционируем по определенным законам, и освоение любой координации требует времени, в том числе и развитие голоса!


Мне очень хочется донести до всех начинающих и продолжающих вокалистов, родителей, чьи  дети учатся пению, до взрослых учеников, которые занимаются вокалом как хобби, что есть ряд моментов, без которых невозможен ни рост, ни прогресс. Поэтому я запускаю рубрику, и ряд статей будет посвящен именно теме того, какой же должен быть, в идеале, ученик, занимающийся вокалом. Вы узнаете, какими качествами должен обладать вокалист, чтобы дорасти до настоящего профессионала.


Также хочу подчеркнуть, что эти советы могут быть полезны людям далеким от музыки и пения. Например, освоение вокала можно сравнить с освоением иностранного языка, примерно одинаково мозг работает, а области совсем далекие друг от друга…

Прежде, чем я перейду к практическим советам и рекомендациям, мне бы хотелось услышать, в комментариях, насколько эта тема для вас интересна? Хотите продолжения?


С уважением, Юлия Петерс

 

 


Эмоциональность певца


ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПЕВЦА


Эмоции – это главное отличие человека-музыканта от робота-музыканта. Бесспорный факт: каждый исполнитель должен пропускать песню через свое сердце. Вокалисту важно учиться выражать эмоции не только своим голосом, но и лицом, мимикой, движениями.


Мне приходится часто наблюдать такую картину: человек поет с равнодушным лицом, с пустыми глазами, полным отсутствием эмоции на лице. Так и хочется подойти, потрясти человека и разбудить его. Ребята, но ведь в бытовой жизни мы настоящие. Посмотрите, как эмоционально о чем-то рассказываем своим собеседникам, как умеем сострадать чьей-то боли, как весело проводим время с близкими людьми. Но все меняется, когда тебе нужно спеть. Сразу, из ниоткуда, берется ответственность всего мира и ложится прямо на твои плечи)))


А есть и другая сторона эмоциональности, когда певец ну так старается быть настоящим, эмоциональным и живым, что все это превращается в переигрывание, и у слушателей появляется дискомфорт. Зрители не могут ни могут вникать в песню и любоваться голосом, а только борются с внутренним дискомфортом и чувством того, что этот певец через чур переигрывает.

«Как же быть?» - спросите вы… Любая работа над собой требует от нас много времени, и никакая проблема не уйдет быстро и легко. Вам придется много работать над собой!


Вот, что бы я вам посоветовала:


  1. Будьте по уши влюблены в пение. И тогда вы сможете дотошно работать над своими ошибками изо дня в день и до результата!
  2. Много слушайте вокалистов с крутым вокалом, учитесь у них эмоциональности, считывайте все нюансы и краски голоса, которыми они играют.
  3. Много репетируйте свои песни, записывайте себя на диктофон. При прослушивании со стороны находите свои ошибки и моменты, где вы поете скучно и неэмоционально.
  4. Обязательно выступайте перед камерой, а потом анализируйте свою мимику, движения. Вам обязательно что-то не понравится. И это здорово! Значит, вы точно знаете, что еще можно усовершенствовать в себе!
  5. Пойте эмоционально с первых минут работы над песней. Вы убедитесь, как эмоция преображает звук!


Наберитесь терпения и помните, ваши труды обязательно принесут плод!

Дорогие мои ученики и друзья- вокалисты, поделитесь, выполняли ли вы какой-то из этих пунктов в своей практике? Понравился пост? Интересная тема?


С уважением, Юлия Петерс

 

 

 

Эмоциональность


ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ


Как мне нравятся эти цитаты о музыкальном искусстве! Сколько в них глубины и правдивости! Почитайте…

«Музыка призвана рождать пламя в душе» – Л. Бетховен


«Совершенная музыка дарит невероятные по силе ощущения. Именно благодаря ей можно прочувствовать разлуку, расставание, любовь, предательство. Можно быть с любимым человеком, даже когда он далеко – благодаря музыке.» – Стендаль


«Музыка – это лекарство, которое помогает преодолеть депрессию, мрачные стороны жизни, проблемы и неудачи. А потом – дарит желание жить дальше.» – В. Ключевский


«Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба.» – Бигер Г.

Все эти цитаты говорят о тесной связи музыки и человеческой души, о чувствах и эмоциях, которые испытывают и исполнители и слушатели.


Музыка – это выражение чувств композитора. Нет ни одного произведения, в основе которого не было бы чувств и эмоций создателя. Слова усиливают музыку, именно поэтому песня – это мощнейший инструмент эмоционального воздействия на слушателя.


Согласитесь, наше музыкальное предпочтение и любимые песни, порой, могут меняться. То мы взгрустнем, и нам хочется задушевных, глубоких песен. Когда все прекрасно, настроение отличное – хочется слушать светлые, позитивные, полные радости произведения. И еще много-много разных вариантов на все случаи жизни мы имеем.

Когда мы подходим к песням не как слушатели, а как исполнители, как вокалисты, тут эмоциональная передача становится еще более важной и сложной задачей. Помимо правильной вокальной техники, у вокалиста есть еще более трудная задача – спеть эмоционально. Спеть так, чтобы не было сомнений в том, о чем он поет, понимает ли он свою песню. Звучит ли она искренне, или ему трудно поверить?


Бывает так, что человек -  настоящий профессионал, все у него правильно, красивый и сильный голос, пользуется он им свободно и виртуозно, но слушаешь его один раз, и больше не хочется. Как-то пресно звучит, не цепляет… У вас возникал такой момент недоумения?


В следующем посте я продолжу эту тему. Мы поговорим об эмоциональном  чувстве меры, и я дам несколько советов на тему эмоций в пении.


А сегодня мне было бы важно услышать ваше мнение.

Если вы относитесь к категории слушатель, скажите, важна ли вам эмоциональность певца?
Если вы относитесь к вокалистам, поделитесь, пожалуйста, всегда ли вам удается петь эмоционально? Насколько вам это легко дается?

Заранее благодарю  за вашу обратную связь и интерес к этой теме!


Суважением, Юлия Петерс